Опубликовано 18.04.2018
В штате ведомств, участвующих в приоритетной программе по реформированию контрольно-надзорной деятельности, должны появиться помощники или советники руководителей по профилактической работе. Это предусмотрено протоколом проектного комитета реформы госконтроля, который подписал куратор реформы, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Ответственный за профилактику должен соответствовать требованиям, которые также утвердил проектный комитет.
Помощник по профилактической работе должен знать основания для использованияпрофилактических инструментов, в том числе предупреждений, и уметь анализировать эффективность и результативность расходования бюджетных средств на профилактическую работу. Кроме того, он должен уметь планировать профилактическую работу и координировать публичные обсуждения результатов правоприменительной практики, которые надзорные органы регулярно проводят для предпринимателей.
Мы будем серьёзно смещать баланс в сторону расширения механизмов профилактики. Доля профилактических мероприятий в ближайшие 5 лет будет доведена до 80%. На сегодняшний день возможности охвата поднадзорных объектов за счёт профилактических мероприятий значительно шире, чем за счёт проверок. Я проводил рабочие консультации с руководителями надзорных ведомств, надо ли создавать обособленные подразделения по профилактике внутри ведомств. Мнения разделились, поэтому было принято решение не внедрять жёсткие организационные формы и пока рассмотреть вопрос о том, каким должен быть профиль компетенций ответственных за внедрение этих механизмов», — говорит Михаил Абызов.
Проектный комитет также поручил руководителям надзорных органов до 15 мая обеспечить разработку и включение в должностные регламенты сотрудников инспекторского состава показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, касающихся проведения профилактических мероприятий.
Следить за исполнением этих поручений будет Минэкономразвития. Министерство должно направить сводный отчёт в проектный комитет до 15 июня текущего года.
Требования к помощнику по профилактической работе включены в доработанный Стандарт комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям. Применять стандарт на практике руководителей надзорных органов научат на специальном семинаре, который организует Аналитический центр при правительстве.
Надзорным органам поручено доработать ведомственные программы профилактики рисков с учётом положений Стандарта в срок до 30 апреля. На несоблюдение сроков разработки таких программ проектный комитет указал руководителям Роспотребнадзора, Россельхознадзора, ФТС, Росприроднадзора, Росрыболовства, Росавиации и МВД.
Одной из основных задач на 2018 год остаётся устранение избыточных требований к бизнесу. Проектный комитет одобрил 4 «дорожные карты» по актуализации, оптимизации и отмене требований в сфере торговли, промышленной и пожарной безопасности, налоговой сфере и в трудовом законодательстве. Минюсту совместно с Аналитическим центром при правительстве и Общественно-деловым советом приоритетной программы по реформе госконтроля поручено обеспечить контроль за полнотой и качеством реализации «дорожных карт». Доклад по итогам мониторинга Минюст представит в проектный комитет до 15 июня этого года.
Итого у нас будет уже более 20 "дорожных карт" — это неплохое начало работы. По ним мы должны ускорить работу по изменению нормативной базы. У нас есть набор несогласованных предложений Общественно-делового совета, которые у меня каждую неделю рассматриваются. У совета есть ещё порядка 200 предложений, которые мы с Минюстом не прошли», — говорит Михаил Абызов.
Также проектный комитет одобрил проект постановления правительства об ограничениях на введение новых требований к бизнесу. В нём будет закреплён принцип «one in — two out». При доработке документа в аппарате правительства совместно с Ростехнадзором иРоспотребнадзором будут дополнительно проработаны вопросы установления обязательных требований в отношении новых технических и технологических решений, новых типов объектов регулирования, а также особенности нормативно-правовогорегулирования в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В документе предусмотрены большие возможности для надзорных органов и ключевых ведомств по гибкой системе не только исключения двух требований взамен одного вносящегося, но и иных предложений по улучшению системы регулирования, не связанных с отменой требований, в рамках своих надзорных сфер», — пояснил министр.
Если вводится новое требование, которое положительно влияет на среду, то отменять 2 старых не нужно, уточнил Михаил Абызов.
Новые принципы контрольно-надзорной деятельности, которые реализуются в рамках приоритетной программы, будут закреплены в законе о государственном и муниципальном контроле и надзоре. Проект закона, подготовленный в формате Открытого правительства, прошёл первое чтение в Государственной Думе. В Совете Федерации 16 апреля прошла видеоконференция, посвящённая подготовке к рассмотрению законопроекта сенаторами. В ходе мероприятия обсуждались поправки к законопроекту, поступившие из регионов. Рассматривались также результаты использования риск-ориентированного подхода в ряде ведомств.
Каково текущее состояние правоприменительной практики, оценка проводимой реформы, какие инструменты управления рисками в настоящее время применяются — вот вопросы, которые требуется рассмотреть для понимания этого сложного и многослойного законопроекта… Следует понять, как при минимальном количестве проверочных мероприятий будет обеспечен должный уровень безопасности и качества подконтрольной деятельности», — отметил председатель комитета по регламенту и организации парламентской деятельности Андрей Кутепов.
Именно на сохранение жизни и здоровья граждан направлена реформа государственного контроля и надзора. В рамках риск-ориентированного подхода, предусмотренного реформой и зафиксированного в законопроекте о госконтроле, объекты высокого уровня опасности должны проверяться независимо от размера бизнеса, напоминает Михаил Абызов.
Переход на риск-ориентированный подход не приведёт в целом к повышению административной нагрузки на бизнес и при этом обеспечит гораздо более высокий уровень безопасности граждан. За год с небольшим, который прошёл с момента запуска реформы, уже удалось по многим направлениям изменить огромную, крайне неэффективную, устаревшую систему и заложить основы нового, умного, прозрачного госконтроля, который способен обеспечить безопасность людей при одновременном сокращении административной нагрузки», — говорит министр.