Опубликовано 04.05.2018
Предложения по внедрению «на местах» инструментов реформы госконтроля, которые подготовили представители кадрового актива реформы, могут быть включены в паспорта соответствующих проектов и пройти пилотнуюапробацию. Такое мнение высказал куратор реформы, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов по итогам презентации предложений на проектно-аналитической сессии. Он отметил, что разработчики реформы и люди, которым предстоит реализовать её «на земле», одинаково понимают её задачи и конечные результаты.
«Кадровый актив реформы контрольно-надзорной деятельности» — программа по развитию сообщества лидеров изменений среди сотрудников контрольно-надзорных органов. Они отбираются в два этапа. На первом этапе в ходе онлайн-обучения, которое уже прошли 3 тыс. сотрудников надзорных органов, определяется 10-15% лучших слушателей. Затем после тестирования на определение лидерских компетенций выделяется от 20 до 50% лучших по лидерским качествам слушателей. Далее ведётся образовательная работа, цель которой — развить в них управленческие и лидерские компетенции. Сейчас в кадровый актив реформы входит 200 сотрудников из 12 контрольно-надзорных органов.
Молодые сотрудники надзорных органов представили свои инициативы по самым разным направлениям реформы: использованию информационных технологий, обучению персонала надзорных ведомств, профилактике нарушений, систематизации обязательных требований.
Любое требование должно быть связано с конкретными рисками причинения ущерба и вреда, подчеркнул министр, комментируя инициативу участников сессии провести ревизию требований в сфере пожарного надзора.
Нужно выявлять требования, которые никак не влияют на сокращение ущерба. Если оно никак не влияет на риски, то нужно задуматься о необходимости его существования. Например, требование делать записи в трудовой книжке синей ручкой – актуально ли оно сегодня?» — заявил Михаил Абызов.
Особо отметил министр инициативы в области профилактики нарушений на поднадзорных объектах. Это и создание реестра типовых нарушений в разных отраслях, и проведение практических обучающих семинаров для бизнеса с получением обратной связи, и создание видеороликов, разъясняющих требования, и формирование рейтинга добросовестности организаций. Публичные обсуждения правоприменительной практики надзорных органов, которые в рамках реформы проводятся на федеральном и региональном уровне с представителями бизнеса, молодые инспекторы считают устаревшим форматом.
Практика балансовых комиссий, действительно, уже не вызывает интерес у бизнеса. И мы были к этому готовы. Но этот формат заставляет надзорные органы работать в формате подотчётности, отвечать на неудобные вопросы предпринимателей. Очевидно, этот формат требует изменений. Поэтому мы рекомендовали надзорным органам проводить такие "балансовые" не раз в квартал, а раз в полгода, а в промежутках между ними использовать другие формы общения с поднадзорными субъектами», — прокомментировал Михаил Абызов.
Положительную оценку министр дал также инициативам по снижению бюрократической нагрузки на инспекторов и повышению эффективности деловых процессов. При этом он предложил свой вариант решения проблемы, который предусматривает полный переход на «цифру».
Я считаю, что должны быть установлены исключительные случаи, при которых требуется какая-то отчётность для вышестоящей инстанции. Необходимо обеспечить такую работу наших территориальных подразделений в режиме реального времени, чтобы те данные, которые они вводят в базы, были достаточным набором информации для любой аналитики на более высоком уровне», — сказал Михаил Абызов.
Практика подготовки отчётов, по мнению министра, — это «каменный век». Большинство из них очень плохого качества, их никто не читает и не принимает на их основе решений. При этом, по словам Михаила Абызова, сейчас сотрудники надзорных органов тратят 60% своего рабочего времени именно на подготовку отчётов.
Ещё одно предложение участников кадрового актива —объединить базы данных ФТС и ФНС и создать единую платформу взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности. Министр призвал быть аккуратнее в вопросах объединения данных, имеющих разных первоначальных владельцев. Вместо этого, по его мнению, нужно формировать «бесшовную» инфраструктуру обмена данными между надзорными органами. Создать глобальное хранилище информации в одном месте, по мнению Михаила Абызова, невозможно и не всегда целесообразно. Министр посоветовал переходить на типовое облачное решение для территориальных органов, которое уже используется.
В завершение сессии Михаил Абызов предупредил представителей кадрового актива, что завтра, придя на работу, они снова столкнутся с бюрократической рутиной, консерватизмом коллег и неготовностью к изменениям. Это, по его словам, нужно перетерпеть.
Для нас важнейшей задачей является то, чтобы в каждом контрольном органе, в каждом подразделении была критическая масса людей, которые будут реализовывать преобразования. Но на это потребуется время. Преобразования — это не значит "революция". Изменения должны происходить ежедневно. Тот надзор, который есть сегодня, малоэффективен и рано или поздно, сегодня или завтра, через 5 лет или быстрее он должен будет измениться. Он должен будет соответствовать другим технологиям. Люди должны будут получать там достойную зарплату за свои компетенции. Мы будем заниматься не количеством проверок, а предотвращением ущерба, защищать жизнь и здоровье конкретного человека, предотвращать трагедии. Именно для этого мы осуществляем государственный надзор, а не для того, чтобы кого-то поставить к стенке и почувствовать свою силу и мощь, которые нам дало государство», — заключил Михаил Абызов.
Инициативы, которые будут реализованы наилучшим образом, поможет выявить конкурс «Реформа на практике», итоги которого подведут в конце года.