Top.Mail.Ru
.
Меню

Президент НСОПБ выступит с докладом на IV Всероссийском практическом семинаре - конференции "ЖКХКонф 2024

Об утверждении требований к проектированию систем передачи извещений о пожаре

Как не допустить пожара в доме?

Обтопления позволят не повторить ситуацию 2010 года

Михаил Абызов дал высокую оценку работе МЧС по реализации реформы госконтроля

Опубликовано 12.02.2018

Реализация приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности по линии МЧС заслуживает самой высокой оценки. Это отметил курирующий реформу министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, выступая 7 февраля на Всероссийском сборе по подведению итогов работы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Количество плановых проверок МЧС в 2017 году сократилось почти на четверть по сравнению с 2016 годом, число внеплановых проверок снизилось более чем на 40%. В результате значительно снизилась административная нагрузка на бизнес, а отношения МЧС с бизнесом стали доверительными и партнёрскими. При этом за последние полгода на 5% снизились ущерб и смертность от пожаров.

Благодаря слаженной системе, которую МЧС выстроило в своей работе, министерство демонстрирует прекрасные результаты, становясь примером и для других ведомств, осуществляющих контрольно-надзорные функции. МЧС одним из первых приняло критерии распределения подконтрольных субъектов по категориям риска в рамках пожарного надзора. Важным шагом стала разработка показателей результативности и эффективности работы всех подразделений МЧС, основанных на реальном ущербе. Кроме того, уже с октября министерство использует при проведении плановых проверок чек-листы. Большую работу МЧС проводит и по профилактике нарушений. Ведь, предотвращая нарушение, мы предотвращаем угрозу жизни и здоровью людей, а это и есть первостепенная задача государственного контроля и надзора», — отметил Михаил Абызов.

Ключевым аспектом работы МЧС является внедрение современных подходов предупреждения чрезвычайных ситуаций, профилактики и управления рисками, подчеркнул глава министерства Владимир Пучков. По его словам, в надзорной сфере проведены комплексные преобразования: формируются новые отношения с бизнесом, внедряется риск-ориентированный подход при осуществлении надзора, устраняются противоречащие друг другу обязательные требования, а устаревшие — отменяются. Создаётся новая система оценки результативности и эффективности работы МЧС, ориентированная на достижение общественно значимых результатов.

Осуществляется переход к партнёрским отношениям между проверяемым и проверяющим, основанным на методах предупреждения, мотивации, консультирования и обучения хозяйствующих субъектов. Штрафные санкции в отношении бизнеса снижены более чем в 3 раза. Когда 6 лет назад штрафы были повышены, это не дало нужных результатов. Уменьшили штрафы — результат налицо, снижено количество техногенных пожаров, и этот тренд мы сохраняем. С другой стороны, уменьшаются затраты малого, среднего и крупного бизнеса на обеспечение пожарной безопасности. Из сферы надзора выведено более миллиона объектов низкой категории риска, в том числе 700 тыс. объектов пожарного надзора. Исключены проверки в отношении субъектов малого предпринимательства», — сказал Владимир Пучков.

Объекты, отнесённые к категории высокого риска, МЧС будет проверять один раз в два года, к категории значительного риска — один раз в три года, к категории среднего риска — не чаще, чем раз в пять лет.

За последние 3 года количество плановых проверок по линии МЧС, по словам Владимира Пучкова, снизилось более чем в 3 раза.

По данным самого предпринимательского сообщества, число предупреждений, вынесенных инспекторами МЧС, выросло на 20%, а число штрафов, напротив, сократилось более чем на 40%, уточнил Михаил Абызов.

Работа, которую выстроило МЧС с предпринимательским сообществом, на сегодняшний день является эталонной. Любая проверка предпринимателя предусматривает приглашение представителя регионального отделения "Опоры России". Министерство благодаря этой работе является тем элементом открытого правительства, открытого управления, который показывает пример для других министерств и ведомств», — считает Михаил Абызов.

Министр подчеркнул, что, несмотря на большой объём проделанной работы, реформа госконтроля находится ещё в начале пути. Перед контрольно-надзорными органами стоят амбициозные задачи на период до 2025 года. Михаил Абызов обозначил ряд направлений, которые должны стать приоритетными в 2018 году. Одно из них — внедрение информационных технологий в контрольно-надзорной деятельности. Через 15 лет выездные проверки, по его мнению, будут практически полностью заменены дистанционным объективным контролем, который осуществляется на основании индикаторов и профилей рисков, с использованием датчиков телеметрии, технологий искусственного интеллекта, аналитики больших данных.

МЧС должно стабильно продолжать начатую работу по созданию системы электронного взаимодействия проверяющих и проверяемых, в том числе в формате мобильного приложения. В 2017 году мы хотели реализовать пилотные проекты совместно с МЧС. Мы приняли решение не торопиться, хорошо подготовиться и основную работу как по "пилотам", так и по масштабной реализации проекта по информатизации государственного контроля в сфере МЧС провести в 2018 году. Необходимый объём финансирования в бюджете МЧС предусмотрен, сейчас идёт подготовка проектных команд и кадров», — сообщил Михаил Абызов.

Новый умный госконтроль, по его словам, требует новых компетенций сотрудников надзорных ведомств. В 2018 году планируется переобучить более 20 тыс. инспекторов всех надзорных органов — это каждый десятый государственный контролёр. Для этого будут использованы традиционные очные и дистанционные форматы. Также планируется запустить новую программу мотивации персонала надзорных ведомств, сообщил Михаил Абызов. Минфин несколько дней назад внёс в правительство предложения, согласно которым средства, полученные от оптимизации, которую будут проводить надзорные ведомства, останутся в их распоряжении и будут направлены на повышение зарплаты персонала и внедрение новых технологий.

Необходимо продолжать работу по пересмотру и актуализации устаревших и дублирующих требований, в том числе по линии МЧС, подчеркнул Михаил Абызов.

С 2000 года сотрудниками МЧС была проведена гигантская работа, в рамках которой несколько тысяч актов были объединены в единый технический регламент по пожарной безопасности. Сегодня МЧС — одно из немногих ведомств, которое имеет актуализированную регуляторную базу. Но есть резервы для более глубокого анализа требований и проведения оптимизации», — отметил министр.

Среди других приоритетных направлений работы Михаил Абызов обозначил продолжение внедрения проверочных листов по всем видам государственного контроля и реализацию механизма досудебного урегулирования споров между контролёрами и проверяемыми как на федеральном, так и на региональном уровне.