Top.Mail.Ru
.
Меню

Генпрокурор РФ предлагает ограничить проверки бизнеса по индикаторам риска

Об утверждении требований к проектированию систем передачи извещений о пожаре

Продление сроков эксплуатации средств ПБ

Обтопления позволят не повторить ситуацию 2010 года

Как учесть расходы на пожарную безопасность

Опубликовано 04.02.2019

Олег Хороший, начальник отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

Все без исключения организации и ИП обязаны соблюдать требования пожарной безопасности (ст. 37 и 34 Закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ). За нарушение правил пожарной безопасности предусмотрены крупные штрафы. 

В рекомендации – как отразить расходы на пожарную безопасность в бухгалтерском учете и при расчете налогов. Дополнительно также можно застраховать свое имущество от пожара и учесть эти затраты в бухгалтерском и налоговом учете.

Виды расходов

Комплекс мероприятий по пожарной безопасности, как правило, включает:
покупку, установку и обслуживание противопожарной системы;
приобретение первичных средств пожаротушения;
проверку и перезарядку огнетушителей;
обучение пожарно-техническому минимуму.

Противопожарная система в собственном помещении

К противопожарным системам относят пожарную сигнализацию, систему автоматического пожаротушения, систему защиты от дыма. Как учитывать такую систему, зависит от того, можно ли отнести ее в бухучете к основным средствам, а в налоговом учете – к амортизируемому имуществу.

Бухучет

Порядок учета зависит от того, отвечает ли система признакам основного средства.

Когда система не является основным средством, расходы на ее приобретение учитывайте в составе МПЗ по фактической себестоимости. При вводе противопожарной системы в эксплуатацию спишите затраты на расходы по обычным видам деятельности (п. 5, 7, 8, 16, 18 ПБУ 10/99). 

Чтобы обеспечить сохранность оборудования при его эксплуатации, отразите его на забалансовом счете. Отдельного забалансового счета для учета таких малоценных активов в Плане счетов нет, но организация может ввести его самостоятельно. Например, это может быть счет 012 «Малоценное имущество».

В учете сделайте такие проводки:

Дебет 10 Кредит 60
– отражена стоимость противопожарной системы;

Дебет 19 Кредит 60
– отражен входной НДС;

Дебет 10 Кредит 19
– учтен входной НДС в стоимости системы;

Дебет 60 Кредит 51
– оплачены расходы на покупку системы;

Дебет 20 (25, 26, 44…) Кредит 10
– списаны расходы на противопожарную систему;

Дебет 012
– отражена противопожарная система на забалансовом счете. 

Если система является основным средством, противопожарную систему примите к учету по первоначальной стоимости. Составные части системы нельзя учитывать по отдельности, это один объект (постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.08.2016 № А40-141701/2015). Расходы на приобретение системы списывайте через амортизацию с месяца, следующего за тем, в котором ее ввели в эксплуатацию.

В учете сделайте такие проводки:

Дебет 08 Кредит 60
– принята к учету противопожарная система;

Дебет 19 Кредит 60
– учтен входной НДС;

Дебет 08 Кредит 19
– входной НДС учтен в стоимости системы;

Дебет 01 кредит 08
– учтена в составе основных средств противопожарная система;

Дебет 60 Кредит 51
– оплачены расходы на покупку системы.

Ежемесячно в течение срока полезного использования системы с месяца, следующего за месяцем, в котором систему приняли к учету:

Дебет 20 (25, 26, 44…) Кредит 02
– начислена амортизация.

УСН

Когда платите единый налог с доходов, расходы на приобретение и монтаж противопожарной системы учесть нельзя. На УСН с объектом «доходы минус расходы» можно учесть затраты на покупку противопожарной системы. Как учесть, зависит от того, является ли система амортизируемым имуществом в целях налога на прибыль. 

Если система не отвечает признакам амортизируемого имущества, затраты на покупку и монтаж системы учтите в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16, подп. 3 п. 1 ст. 254 НК). Расходы признайте после их оплаты (п. 2, подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК).

Сумму предъявленного поставщиком НДС также учтите в расходах. Если систему оплатили частично, НДС можно списать на расходы только в части оплаченных затрат (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК).

Если система отвечает признакам амортизируемого имущества по правилам главы 25 НК, списывайте ее стоимость как расходы на покупку основных средств (п. 4 ст. 346.16 НК). Уменьшайте налоговую базу равными частями в течение налогового периода (абз. 8 п. 3 ст. 346.16 НК). 

НДС

Когда организация на ОСНО, предъявленный НДС поставщиком системы и подрядной организацией, которая делала установку системы, примите к вычету (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК). Вычет можно заявить при соблюдении всех условий.

Организация, которая применяет упрощенку с объектом «доходы минус расходы», вправе учесть в расходах входной НДС, предъявленный поставщиком (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК). Затраты можно учесть в том периоде, когда оплатили покупку противопожарной системы (п. 2 ст. 346.17 НК). 

Пример, как организации на УСН отразить в бухучете и при налогообложении приобретение противопожарной системы

ООО «Альфа» применяет УСН с объектом «доходы минус расходы». В июне 2019 года организация установила систему пожарной сигнализации стоимостью 360 000 руб. (в том числе НДС – 60 000 руб.). Предварительно организация заключила договор с ООО «Гамма» на установку системы. Сумма договора составила 60 000 руб. (в том числе НДС – 10 000 руб.). Согласно учетной политике ООО «Альфа», амортизация начисляется линейным способом для целей как бухгалтерского, так и налогового учета. Срок полезного использования системы пожарной сигнализации установлен 11 лет (132 месяца).