С 14 августа Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ о проверках организаций и предпринимателей действует в новой редакции (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 316-ФЗ). Впрочем, революционных изменений нет. Из главного:
- надзорные органы теперь могут выносить предостережение независимо от того, привлекалось ли "подозрительное" лицо к ответственности или нет (ранее нарушителей предостерегать было нельзя). Основной критерий для выпуска предостережения, как и прежде, – отсутствие подтвержденных данных о том, что нарушения причинили указанный в законе вред или создали его угрозу;
- Закон прямо запрещает проводить плановые (рейдовые) осмотры в отношении конкретной организации или ИП. Сформулированная ранее правовая позиция о том, что рейд не должен подменять собой проверку, – теперь закреплена в законе;
- регионы получили право определять виды регионального надзора, в которых используется риск-ориентированный подход; при этом федеральная власть вправе ввести такой подход в региональном надзоре по собственной инициативе. Тем же образом распределены полномочия и по определению критериев отнесения к категории риска/классу опасности;
- индикаторы риска можно будет выявлять во время любых "заочных" проверок, а не только при наблюдении и измерении параметров, как это было ранее. Поэтому теперь обнаружение этих индикаторов влечет – сразу и безальтернативно – только внеплановую проверку, а не что-либо иное.
Отметим, что большинство новелл носят технико-юридический характер, например:
- уточнены предметы регулирования положений о госнадзоре и административных регламентов,
- муниципальным контролерам разрешили проводить и "заочные" проверки, и использовать чек-листы, и проводить предварительную проверку поступивших жалоб;
- кроме того, их обязали проводить профилактику "своих" нарушений, в том числе выносить предостережения;
- продублировали запрет запрашивать у организаций и ИП документы под видом предостережения (это уже закреплено Правилами составления предостережения).