Опубликовано 20.06.2025 07:30
Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов выразил мнение о необходимости четко установить границы вмешательства контрольно-надзорных органов при использовании риск-ориентированного подхода.
По его словам, проверки, инициированные на основании индикаторов риска, должны ограничиваться исключительно теми обязательными нормами, нарушение которых подтверждено самим индикатором, без выхода за рамки установленного регламента.
Во время встречи с представителями предпринимательского сообщества Забайкальского края к Краснову обратился глава Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса "Опора России" Александр Калинин. Он указал на обеспокоенность предпринимателей тем, что контрольные органы все чаще трактуют наличие индикатора риска как повод для проведения комплексных и масштабных проверок. Это зачастую выходит за пределы допустимого в рамках профилактических мероприятий. Калинин в качестве примера привел действия инспекторов МЧС, которые, ссылаясь на индикатор риска по пожарной безопасности, начинают проверку, но в процессе затрагивают и другие аспекты бизнеса, в том числе стройматериалы, что выходит за рамки изначального повода для вмешательства.
Краснов поддержал обеспокоенность представителей бизнеса, подчеркнув, что необходимо законодательно и нормативно ограничить масштаб проверок, проводимых на основании индикаторов риска. Он отметил, что подобные проверки не должны становиться предлогом для чрезмерного давления на предпринимателей: "Следует избегать ситуаций, когда проверяющий орган использует любую незначительную деталь как основание для масштабного вмешательства".
Напомним, что с 2022 по 2024 годы в России действовал временный запрет (мораторий) на проведение плановых проверок бизнеса, что стало частью общей реформы контрольно-надзорной деятельности. В это же время велась активная работа над усовершенствованием риск-ориентированного подхода. Согласно данной системе, основанием для внеплановой проверки становится наличие определенного индикатора, свидетельствующего о возможном нарушении. Однако такие проверки должны быть строго сфокусированы на конкретном риске, а не перерастать в масштабные ревизии деятельности компании.
По поручению президента Российской Федерации Владимира Путина, данному в рамках послания Федеральному Собранию в 2023 году, правительство должно завершить переход к полностью риск-ориентированной модели контроля и надзора до 1 января 2025 года. Это также означает полный отказ от моратория на проверки с указанного срока.
20 июня Игорь Краснов выступает с докладом на сессии Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), тема которой будет посвящена снижению регуляторной и административной нагрузки как одному из ключевых условий для свободного развития предпринимательства, привлечения инвестиций и укрепления взаимовыгодного сотрудничества. Также он планирует принять участие в пленарном заседании, на котором ожидается выступление президента Владимира Путина.