НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

НСОПБ

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / ПРЕСС-СЛУЖБА / СМИ О НАС

СМИ О НАС

10.01.2017

ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ СИСТЕМ И ЭЛЕМЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА РИСКО-ОРИЕНТИРОВАННУЮ МОДЕЛЬ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» для защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров в Российской Федерации создана система обеспечения пожарной безопасности. Данная система создает условия по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, в том числе, путем использования средств противопожарной защиты.

Сергей СерёгинК средствам противопожарной защиты относят автоматическую пожарную сигнализацию, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, устройство пожаротушения, первичные средства пожаротушения, огнезащитную обработку (пропитку) и другие. Наличие данных систем и элементов противопожарной защиты может эффективно и своевременно позволять недопущение возникновения пожара, быстрое его обнаружение, эвакуацию людей и локализацию пожара с последующей его ликвидацией только в том случае, если данные системы отвечают обязательным требованиям, предъявляемым к ним нормативными документами по пожарной безопасности. Уверенность в работоспособности данных систем возможна только при системной проверке значений всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, которую проводят специалисты (эксперты-аудиторы), имеющие необходимые специальные технические знания, умения и навыки, с применением аттестованного испытательного оборудования и поверенных средств измерений. В настоящее время деятельность экспертных организаций, привлекаемых руководителями организаций к проверке работоспособности систем и элементов противопожарной защиты, в обязательном порядке государственными органами, к сожалению, не регулируется и не оценивается.

Обязательная проверка работоспособности систем и элементов противопожарной защиты предусмотрена п. 61 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (далее – ППР РФ).

Помимо проверки работоспособности систем и элементов противопожарной защиты, которую может проводить сам собственник, также должны проводиться техническое обслуживание и ремонт этих систем и элементов в соответствии с требованиями п. 63 ППР РФ, предусматривающими, что руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составленным с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ, проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений.Ваганова Дарья

Проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту систем и элементов противопожарной защиты должно осуществляться организацией, имеющей специальный вид разрешения на монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ  «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – 99-ФЗ).

Однако, зачастую подменяются понятия «техническое обслуживание» и «проверка работоспособности». Давайте вместе с вами постараемся разобраться в данной ситуации.

В соответствии с ГОСТ 18322-78 техническое  обслуживание – это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортирования.

Ремонт – комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей.

В ГОСТ 27.002-89 под работоспособностью понимается состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.  

Большинство из нас автолюбители, поэтому давайте рассмотрим пример на автомобиле. Для уверенности в исправности автомобиля мы периодически проводим его диагностику в ходе, которой проверяем соответствие (работоспособность) всех систем  и элементов, узлов и механизмов, заданным параметрам завода-изготовителя. В результате чего получаем диагностическую карту, в которой указано, что подлежит замене, настройке, а что соответствует параметрам. После чего мы проводим ремонт непосредственно только выявленных неполадок, а техническое обслуживание будет заключаться в замене масла, фильтров и других составляющих с определенной периодичностью без их проверки в соответствии с эксплуатационными характеристиками завода-изготовителя.

Таким образом, исходя из вышеизложенного и анализа законодательства и судебной практики, можно сделать вывод, что понятие  «проверка работоспособности» не тождественно понятию «техническое обслуживание» и, тем более, понятию ремонта. Данной позиции придерживается и МЧС России - разъяснение от 18 октября 2013 № 19-3-13-4466.

Проверка работоспособности включает в себя только контроль состояния (экспертизу технического состояния) и эксплуатационные испытания. И данные виды работ не требуют лицензии в области пожарной безопасности. А наше государство в соответствии с 99-ФЗ выдает специальный вид разрешения (лицензию) на монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Для проведения монтажа, технического облуживания и ремонта средств обеспечения пожарной безопасности руководитель организации привлекает лицензионную компанию, однако, ответственность за состояние и обеспечение пожарной безопасности несет сам. Сроки проведения технического обслуживания руководитель организации утверждает в плане-графике регламентных работ в соответствии с документацией завода-изготовителя систем. В настоящее время ряд производителей предписывает периодичность технического обслуживания на свою выпускаемую продукцию раз в год и более.

Таким образом, вся ответственность за содержание в надлежащем работоспособном состоянии возлагается на руководителя организации, при этом содержание в штате высококвалифицированных специалистов, обладающих специальными техническими знаниями, приобретение испытательного оборудования и средств измерений с постоянной их аттестацией и поверкой экономически нецелесообразно

А законодательством четко не определено, что организация, выполняющая работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту, не может выполнять проверку работоспособности. Однако при выполнении работ по проверке работоспособности лицензионной компанией беспристрастность и независимость будут нарушены. Так как организация, выполнявшая монтаж, техническое обслуживание и ремонт системы противопожарной защиты, не может самостоятельно объективно оценивать качество выполненных ею работ. Она напрямую заинтересована в том, чтобы работа была принята заказчиком, расходы, связанные с производством данных видов работ, снижены с целью извлечения наибольшей прибыли, и выдано положительное заключение по работоспособности систем и соответствию их требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. А ответственность за требования пожарной безопасности в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» все равно будет нести лицо, владеющее или управляющее на законном основании объектом защиты.

С целью защиты интересов лиц, владеющих или управляющих на законном основании объектом защиты, создана добровольная система сертификации в области пожарной безопасности (НСОПБ), компетенция которой подтверждена Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, о чем выдано Свидетельство о регистрации в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации.

Данная система должна помочь руководителю организации в компетентном выборе подрядчика, оказывающего услуги по проверке работоспособности, и снизить расходы собственников объектов или лиц, управляющих на законном основании объектом защиты, на обучение и аттестацию своих специалистов, закупку необходимого испытательного оборудования и средств измерений, а также последующую системную аттестацию и поверку, выделение площадей под их хранение.  Кроме того, при выборе подрядчика для проверки работоспособности систем и элементов руководитель организации имеет возможность обратиться к федеральному реестру экспертных организаций, размещенному на сайте НСОПБ.

Помимо прочего, если руководитель организации примет решение самостоятельно проводить проверку работоспособности систем и элементов противопожарной защиты, то может направить своих специалистов для обучения и аттестации в системе НСОПБ. При аттестации специалист получит специальные знания и навыки для выполнения данных видов работ, а также будет осуществлена подборка специального оборудования и измерительных приборов, для того чтобы руководитель мог самостоятельно проводить проверку работоспособности.

Одновременно, можно отметить, что анализ судебной практики показывает принятие судами результатов работ, выданных в рамках Системы НСОПБ, в том числе по оценке соответствия выполненных работ по огнезащите материалов, изделий, конструкций, пожарной автоматики и т.д. в качестве доказательной базы соответствия объекта защиты установленным требованиям пожарной безопасности, при рассмотрении споров собственников объектов защиты и надзорных органов, и зачастую становится на сторону собственника.

К вышесказанному хотим отметить, что в рамках социально-экономических и надзорных реформ наша страна переходит на риско-ориентированную модель контроля и надзора с принятием соответствующих нормативных правовых документов. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от  17.08.2016 № 806 «О применении риско-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» проведение плановых проверок объектов защиты в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

Для категории высокого риска – один раз в 3 года,

Для категории значительного риска – один раз в 4 года,

Для категории среднего риска – не чаще чем один раз в 7 лет,

Для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 10 лет.

В отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Одновременно принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон  «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», которые предусматривают индикаторы риска нарушений обязательных требований, являющиеся основанием для проведения внеплановой проверки.

Таким образом, государство говорит, что количество проверок должно быть сокращено, необходимо исключить тотальный плановый контроль за деятельностью организаций, а проверки должны проводиться там, где есть нарушения. Орган надзора будет чаще приходить туда, где заведомо известно о нарушении, и реже - где положительный индикатор риска.

Выполнение обязательных требований собственником объекта в данном случае будет неизбежно и основная задача государства по защите жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров на объектах защиты, будет достигнута.

Авторы:

Серёгин Сергей Николаевич – Советник Президента Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ)
Ваганова Дарья Васильевна – руководитель Пресс-службы НСОПБ

© при полном или частичном копировании материалов с сайта НСОПБ ссылка на источник обязательна