НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

НСОПБ

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / ПРЕСС-СЛУЖБА / СМИ О НАС

СМИ О НАС

29.11.2016

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В настоящее время в свете социально-экономических и надзорных реформ в Российской Федерации с целью создания комфортных условий субъектам предпринимательской деятельности для процветания их бизнеса и, как следствие, пополнения бюджета Российской Федерации за счет налогов, вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов, к сожалению, отошли на второй план.

Так, объявлены надзорные каникулы до 2019 года в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. К сожалению, если нельзя, но очень хочется и так удобно, а также есть возможность повысить рентабельность предприятия за счет снижения расходов, в том числе, в вопросах обеспечения пожарной безопасности, и при этом отсутствует глубокое убеждение в необходимости выполнения этих требований и неотвратимость наказания возможно избежать, то и обязательные требования не всегда выполняются. Поэтому многие нерадивые предприниматели сочли данное решение руководства страны, как возможность отказаться от обеспечения безопасности на эксплуатируемых объектах, тем самым, сократив расходы, связанные с безопасностью, что может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, их имуществу и окружающей среде.

Кроме того, проблема остро стоит и с поступлением на рынок Российской Федерации качественной продукции пожарно-технического и общего назначения, к которой установлены обязательные требования пожарной безопасности. Надежда граждан, уверенных, что данная продукция защитит их в случае пожара, может не оправдаться и, к сожалению, этот момент возникновения чрезвычайной ситуации может быть критичным, когда от качества огнезащитных материалов, средств спасения и первичных средств тушения пожара, противопожарных перегородок, занавеса и т.д будет зависеть их жизнь. Потребление данной продукции может не только повредить здоровью граждан, но и привести к летальному исходу.

Все вышеизложенное способствует уходу с рынка профессиональных специалистов и закрытию профильных организаций. Приостанавливают  свою деятельность и заводы, выпускающие продукцию пожарно-технического назначения, из-за невостребованности их товаров. Теряются рабочие места, уходят высокоэффективные технологии.

Гарантированное исполнение обязательных требований может достигаться одним или двумя способами – убеждение и (или) принуждение. Убеждение, это когда человек осознанно выполняет требования безопасности, так как понимает те печальные последствия, связанные с угрозой жизни и здоровью людей, потерей имущества и невосполнимости финансовых затрат в случае возникновения пожара. Принуждение – создание условий невозможности невыполнения требований, а также неотвратимость наказания. В настоящее время ни один из способов не приведен в действие в полном объеме.

Создание системы должно быть основано не только на увеличении штрафных санкций и выявлении нарушений только в период проверки государственными пожарными инспекторами, но и на серьезной профилактической (агитационной, пропагандисткой, убежденческой) работе с населением, которая должна охватывать все периоды социализации человека.

Регулирование деятельности, направленной на профилактику, агитацию и пропаганду, помимо федеральных органов исполнительной власти, необходимо возлагать на общественные объединения. Профессиональные общественные объединения, регулирующие сферу пожарной безопасности, должны на своей базе создавать площадки для построения консолидированного мнения профессионального бизнес-сообщества по развитию вопросов пожарной безопасности и быть проводниками между бизнесом и властью, отстаивая интересы профессионального бизнес-сообщества. Помимо прочего, данные объединения должны создавать фонды, в которых участвовал бы пожарный бизнес и денежные средства, в которых направлялись бы на профилактическую (агитационную, пропагандисткую, убежденческую) работу. Также эти средства можно было бы использовать в качестве микрозаймов для обеспечения пожарной безопасности субъектов малого и среднего бизнеса, что снизило бы первичные затраты на открытие бизнеса, повысило бы уровень безопасности и обеспечило бы работой профессиональное сообщество.

Исходя из изложенного, остро стоит вопрос о создании общественной профилактики и контроля на рынке за оборотом продукции и пожароопасным состоянием объектов защиты.

Вместе с тем, очевидно, что государство непосредственно заинтересовано в повышении качества и уровня жизни граждан. Такие цели декларируются как приоритетные и Президентом Российской Федерации. Политическая стратегия заключается также в том, чтобы «поднять стандарты жизни людей на качественно новый уровень». Поэтому повышение уровня жизни граждан, который не может расти вне взаимосвязи с надежностью их потребительской безопасности, является фактически бессрочным государственным приоритетом.

При такой перспективе роль общественных объединений потребителей как негосударственного субъекта будет постоянно возрастать. Несомненно, что без прямого и масштабного участия потребительского движения в экономической жизни, в том числе и через расширение форм народного контроля, достичь новых стандартов качества и уровня жизни просто невозможно. Пришло время об¬щественному контролю сменить гос¬ударственный надзор.

Хотелось бы остановиться на отличиях государственного контроля (надзора) от общественного. Государственный орган надзора при выявлении нарушений требований пожарной безопасности в обязательном порядке должен наложить санкции на проверяемое лицо в виде штрафа, приостановки деятельности, запрета на реализацию продукции и т.д. Общественный контроль, в свою очередь,  призван зачастую помочь собственнику объекта в вопросах обеспечения пожарной безопасности, рассказать, показать, что необходимо сделать и какие последствия могут наступить в тех случаях, когда требования по обеспечению пожарной безопасности не будут выполнены. Учитывая то, что собственники объекта, не обладают специальным набором знаний в области пожарной безопасности, они не смогут самостоятельно обеспечить должный уровень пожарной безопасности на объекте защиты, и, таким образом, избежать неотвратимости наказания.

Без привлечения квалифицированного специалиста, руководитель всегда будет виноват в том, что он не может обеспечить должный уровень пожарной безопасности на объекте защиты, не неся определенных финансовых затрат и не имея необходимых знаний. А ведь ему необходимо еще строить бизнес, чтобы можно было заработать, заплатить налоги, оплатить труд работников и так далее.

Для подтверждения качества продукции необходимо вводить QR кодировку, в которую бы была зашита информация о продукции,  и эксперт или даже сам потребитель мог бы идентифицировать соответствует ли представленная продукция заявленной.

Ещё один немаловажный момент, в соответствии с законом о защите прав потребителей общественное объединение потребителей в области пожарной безопасности может обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);  

Закончить эту статью хотелось бы следующими словами, что мы с вами добьемся успеха, если сами заработаем своё благополучие и процветание, а не будем уповать на удачное стечение обстоятельств или внешнюю конъюнктуру, если справимся с неорганизованностью и безответственностью, с привычкой, что кто-то за нас создаст условия по развитию бизнеса в области обеспечения пожарной безопасности.

Авторы:

Серёгин Сергей Николаевич – Советник Президента Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ)
Ваганова Дарья Васильевна – руководитель Пресс-службы НСОПБ

© при полном или частичном копировании материалов с сайта НСОПБ ссылка на источник обязательна