НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

НСОПБ

Технический комитет "Производственные услуги" - ТК 001

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / ПРЕСС-СЛУЖБА / НОВОСТИ

12.04.2018

Дмитрий Медведев отметил повышение открытости работы правительства за 6 лет

Повышение открытости работы правительства и формирование системы обратной связи стало важным элементом в улучшении инвестиционного климата в стране. Это отметил председатель правительства Дмитрий Медведев, выступая 11 апреля в Госдуме с отчётом о работе кабинета министров за 6 лет. Формированию благоприятной деловой среды, по словам премьер-министра, способствует и реализация масштабной реформы контрольно- надзорной деятельности, главная цель которой — повышение безопасности граждан. Принципиально новые механизмы государственного управления, основанные на открытости и подотчётности власти гражданам и бизнесу, стали результатом внедрения в России системы Открытого правительства. В открытом формате реализуется и реформа госконтроля, её куратором в правительстве является министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

«Важным элементом работы по улучшению инвестиционного климата стало повышение открытости работы правительства, формирование системы обратной связи. Для этого мы создали систему предварительного обсуждения проектов и решений, при министерствах появились активные общественные советы. Экспертный совет при правительствестал неотъемлемым элементом работы кабинета министров в текущий период», — отметил глава правительства.

За 6 лет удалось существенно повысить информационную открытость министерств и ведомств и расширить возможности для участия граждан и бизнеса в формировании государственных решений, говорит министр РФ Михаил Абызов. Сегодня, по его словам, каждый может «в два клика» найти и высказать позицию по проектам документов и решений ведомств в режиме онлайн на сайте. Экспертные позиции представляются и в обязательном порядке учитываются при принятии решений по всем ключевым социально-экономическим вопросам, включая отраслевые стратегии и госпрограммы, законы, долгосрочные программы развития госкомпаний.

«В открытом государстве экспертное сообщество, гражданское общество, бизнес и госорганы действуют сообща — вместе вырабатывают взвешенные, компромиссные и взаимовыгодные решения. Граждане и чиновники оперативно обмениваются информацией, в том числе через цифровые платформы, вместе совершенствуют документы, нормативные акты. Эффективные и практичные инструменты для реализации такой модели госуправления мы создали за последние 6 лет в рамках системы Открытого правительства. С самого начала была определена задача сформировать Экспертный совет при правительстве не как закрытый орган или элитный клуб, а как масштабную экспертную площадку, которая бы объединила экспертов из различных отраслей, и не только на федеральном, но и на региональном уровне. Важнейшей площадкой для диалога и осуществления общественного контроля стали общественные советы, которые созданы практически при всех органах исполнительной власти. Они стали более независимыми и получили гораздо больше возможностей для осуществления контроля за работой и решениями ведомств», — говорит Михаил Абызов.

Дмитрий Медведев также отметил радикальное повышение прозрачности бюджета: по этому показателю Россия сегодня входит в топ-15 стран. На раскрытие бюджетной политики для простых граждан направлен проект «Бюджет для граждан», который с 2013 года реализуется Минфином совместно с Открытым правительством. На сегодняшний день, по словам Михаила Абызова, главный финансовый документ страны в понятном и доступном каждому человеку формате направляется вместе с проектом бюджета в Госдуму и Совет Федерации. Кроме того, «Бюджет для граждан» публикуют все регионы РФ.

Председатель правительства указал и на повышение открытости госкомпаний и естественных монополий. Так, при крупнейших естественных монополиях созданы советы потребителей, и без учёта их позиций не принимаются важнейшие тарифные и инвестиционные решения. Крупные инвестиционные проекты государственных компаний проходят публичный технологический и ценовой аудит. Эти механизмы также создавались и развивались на площадке Открытого правительства.

«Есть советы потребителей, которые работают не просто активно, но и высокопрофессионально — в формате крепких профессиональных сообществ, которые по уровню компетенций порой превосходят в том числе и коллег из госорганов. Это задаёт совсем другой уровень дискуссии и принятия решений. А благодаря открытости и прозрачности работы советов потребителей решения монополий становятся более понятными и обоснованными для всех граждан. Что касается технического и ценового аудита, то эта процедура позволяет открыто представить обществу альтернативные подходы к реализации проектов, повышая эффективность проектов и позволяя оптимизировать расходы. Только за последние три года такой аудит позволил сэкономить десятки миллиардов рублей. Так, например, благодаря совместной работе РЖД и Экспертного совета при правительстве по крупным инвестиционным проектам компании была выявлена экономия более 20 млрд рублей», — говорит Михаил Абызов.

Дмитрий Медведев отметил рекордное улучшение позиций России в рейтинге Всемирного банка Doing Business — страна поднялась в нём за 6 лет со 120-го на 35-е место. Премьер-министр также констатировал рост числа предприятий малого и среднего бизнеса — примерно на треть, до 6 млн. На улучшение условий ведения бизнеса и снижение административной нагрузки на предпринимателей направлена реформа контрольно-надзорной деятельности, основные положения которой были утверждены в декабре 2016 года президиумом Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Однако главная задача реформы, как подчеркнул Дмитрий Медведев, — это повышение безопасности граждан.

«По сути, это новая система государственного контроля. Многие годы этот контроль был достаточно отсталым, малоэффективным, затратным, а в отдельных случаях просто формальным. Нам нужна современная, гибкая система контроля и надзора. Но главное — чтобы она была стопроцентно надёжной. Цель начатой программы — кардинально повысить безопасность людей, снизить число смертельных случаев, заболеваний, отравлений и снизить материальный ущерб… Отношение бизнеса к государственному контролю постепенно меняется, но очевидно, что необходимо и встречное движение. Бизнес должен в полной мере осознавать ответственность за безопасность людей», — сказал председатель правительства.

Дмитрий Медведев предложил провести консультации с объединениями предпринимателей и продумать дополнительные шаги, чтобы, не меняя решений по снижению административной нагрузки, гарантировать такую безопасность. В каждом конкретном случае нужно учитывать вероятность возникновения рисков, подчеркнул премьер. Внедрение риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности предусмотрено законопроектом о государственном и муниципальном контроле, который был разработан на площадке Открытого правительства и прошёл первое чтение в Госдуме. Итоговый документ, как подчеркнул Дмитрий Медведев, должен учитывать все плюсы и минусы текущей ситуации, чтобы не допустить в будущем каких-либо провалов в контрольно-надзорной деятельности. Глава правительства не исключил, что в законопроект потребуется внести некоторые изменения.

Из трагедии, которая произошла в Кемерово, должны быть извлечены самые серьёзные уроки, но скоропалительные оценки недопустимы, указал Дмитрий Медведев. Действующая система контроля и надзора даже при наличии так называемых надзорных каникул не освобождает бизнес от проведения всех необходимых мероприятий по соблюдению техники безопасности, подчеркнул он.

Реформа призвана, с одной стороны, коренным образом изменить культуру взаимодействия контрольно-надзорных органов с бизнесом, с другой — обеспечить качественно новый уровень безопасности жизни и здоровья наших граждан, говорит куратор реформы Михаил Абызов. Результатом должно стать сокращение административной нагрузки на бизнес, повышение защищённости общества и государства от различных угроз и оптимизация системы госконтроля в целом.

«Риски, за которые отвечает государство, ежегодно в России приводят к гибели порядка 85 тыс. людей. Главная цель реформы контроля и надзора — при снижении смертности, травматизма и ущерба и уже потом сокращении давления на бизнес — к 2024 году в два раза сократить количество погибших и пострадавших по этим рискам и в течение 6 лет выйти на показатели, сопоставимые с лучшими международными практиками. За год с небольшим, который прошёл с момента запуска реформы, уже удалось по многим направлениям изменить огромную, крайне неэффективную, устаревшую систему и заложить основы нового, умного, прозрачного госконтроля, который способен обеспечить безопасность людей при одновременном сокращении административной нагрузки», — говорит Михаил Абызов.

За 2017 год была заложена нормативно-правовая база реформы, выпущены десятки постановлений правительства, 80% надзорных функций переведено на риск-ориентированный подход, составлены соответствующие профили риска, а также впервые создан полный реестр поднадзорных субъектов. В среднем на треть удалось сократить количество необоснованных плановых контрольных мероприятий за прошедшие 2 года. В прошлом году при утверждении плана проверок на 2018 год более 115 тыс. мероприятий были отклонены как не соответствующие закону. Органы прокуратуры ежегодно отклоняют порядка трети заявок на проведение внеплановых проверок.

Частота проверок предприятия должна зависеть от уровня рисков, а не от размера бизнеса, считает Михаил Абызов.

«Малое это предприятие, среднее или большое, если оно представляет высокий уровень риска, то в его отношении плановые проверки являются обязательным инструментом обеспечения безопасности людей. И наоборот. Неважно, какого размера предприятие, если оно не представляет потенциальную угрозу, надо его в принципе освободить от плановых проверок. В этом и есть суть риск-ориентированного подхода, который мы внедряем в рамках реформы. В России всего лишь 5-10% всех малых предприятий относятся к высокому и среднему уровню риска, а значит, окончание "надзорных каникул", которое должно произойти в соответствии с законом в 2018 году, и переход на риск-ориентированный подход не приведёт в целом к повышению административной нагрузки на бизнес и при этом обеспечит гораздо более высокий уровень безопасности граждан», — говорит министр.

СОБЫТИЯ

ВИДЕО

Общественный контроль за пожарной безопасностью, ОТР, Сергей Серёгин, президент НСОПБ

Парламентарии учтут предложения общественников по нормативно-правовому регулированию вопросов пожарной безопасности

РБК: Как повысить безопасность? Мнение президента НСОПБ Сергея Серёгина

РБК: Как улучшить систему защиты человека? Мнение президента НСОПБ Сергея Серёгина