НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

НСОПБ

Технический комитет "Производственные услуги" - ТК 001

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / ПРЕСС-СЛУЖБА / НОВОСТИ

13.02.2018

Через 5 лет бизнес будет общаться с контролёрами в режиме «одного окна»

Взаимодействие между контролёрами и предпринимателями должно стать «абсолютно цифровым». Только так можно решить проблему чрезмерной забюрократизированности госконтроля, больших объёмов отчётности и избыточности требований, которые должны выполнять предприниматели. Через 5 лет все надзорные органы должны будут общаться с бизнесом в режиме «одного окна», сообщил куратор реформы госконтроля, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, выступая 9 февраля на съезде РСПП. Другими важными направлениями реформирования госконтроля, по его словам, станут доработка внесённого в Госдуму законопроекта о контроле и надзоре, совершенствование КоАП и ревизия обязательных требований. Участники съезда, среди которых руководители федеральных ведомств и субъектов РФ, эти направления работы поддержали. А глава государства Владимир Путин сказал, что затронет тему условий работы бизнеса в РФ в своём послании Федеральному собранию.

Мы продолжим улучшать деловой климат в России, формировать комфортные условия для инвестиций в новые производства, создание качественных рабочих мест, устранять барьеры в регуляторике, развивать инфраструктуру», — подчеркнул президент.

Владимир Путин также отметил важную роль предпринимательского сообщества в работе по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности.

Нужно продолжать работать над снижением нагрузки на бизнес при проведении проверочных мероприятий, подчеркнул президент РСПП Александр Шохин.

Необходимо продолжить законодательную работу, включая доработку внесённого в Государственную думу базового закона о контрольно-надзорной деятельности, и внесение изменений в КоАП в части замены штрафов на предупреждение при первом нарушении и ограничения возбуждения административных дел без проведения проверок», — отметил Александр Шохин.

Он также призвал активизировать взаимодействие бизнеса и власти в части совершенствования природоохранного законодательства и устранения накопившихся противоречий в нормативных актах.

Реализация этих предложений уже стоит в плане работы по совершенствованию госконтроля на текущий год, сообщил Михаил Абызов. Что касается КоАП, то на сегодняшний день штрафы, которые им устанавливаются, несоразмерны степени нарушения и размерам бизнеса, подчеркнул министр. Зачастую штраф, предъявляемый бизнесу, просто приводит к его закрытию.

Мы должны вместе аккуратно произвести донастройку КоАП, в том числе в части замены штрафа на предупреждение. Сегодня эта норма действует только по отношению к малому бизнесу. Мы приняли принципиальное решение распространить эту норму на средний и крупный бизнес, а также на учреждения. Это предложение будет реализовано в текущем году», — сказал Михаил Абызов.

Решение проблем природоохранного законодательства, а также модернизация системы СанПиНов и таможенного контроля — также в числе ключевых задач на 2018 год. Сегодняшние требования в области экологии и природоохранного законодательства позволяют закрыть любое предприятие, их выполнить невозможно, считает Михаил Абызов.

Задача, которая поставлена в рамках реформы госконтроля, — сократить в 2 раза административную нагрузку на бизнес к 2024 году, напомнил министр. Основные издержки бизнеса, по его словам, связаны с соблюдением обязательных требований, которые предъявляются к предпринимателям.

Мы хотим к 2024 году совместно с бизнесом принять новые правила и новые требования, которые бы значительно сократили эту неэффективную административную нагрузку. Сегодня в рамках госконтроля действует в общей сложности более 2 млн обязательных требований, это огромный массив, его невозможно единовременно перепринять. Мы с бизнесом сосредоточились на направлениях главного удара», — отметил Михаил Абызов.

Как показал опрос 18 тыс. предпринимателей, главные проблемы, с которыми они сталкиваются при общении с контролёрами, — это забюрократизированность государственного контроля и огромный объём отчётности, избыточность требований и коррупция. Решение первых двух проблем, по мнению министра, возможно только при развитии цифровых технологий.

Надо сделать взаимодействие между контролёром и проверяемым абсолютно цифровым. Это потребует достаточно большого количества ресурсов и принятия сквозных технологий для всей системы контроля и надзора. В идеале мы ставим задачу — и это отражено в новом паспорте проекта по реформированию контроля и надзора — через 5 лет для предпринимателей сделать модель "одного окна" для взаимодействия со всеми контрольными органами, с единой системой отчётности, понятной, удобной и комфортной», — сообщил Михаил Абызов.

Первый этап внедрения такой системы будет реализован в этом году в рамках работы отдельных ведомств, в частности Роструда. Ведомство запустило систему «Электронный инспектор», внедряет инструменты самотестирования и самодекларирования, а также планирует создать мобильное приложение для предприятий малого и среднего бизнеса.

Роструд создал онлайн-инспекцию и дал работодателям возможность осуществлять самопроверки. Это позволит не ходить по предприятиям и не запрашивать горы трудовых документов. Всё можно будет сделать с помощью предварительного контроля в удалённом режиме. Переход на удалённое делопроизводство — мы отводим на это около 2-3 лет — позволит работодателям избежать ошибок и повысить гибкость трудовых отношений и рынка труда», — отметил глава Минтруда Максим Топилин.

О необходимости масштабной цифровизации говорили в ходе заседания и другие министры. Так, руководитель Минпромторга Денис Мантуров рассказал о цифровой трансформации промышленности и разработке модели цифрового предприятия, которая в пилотном режиме будет апробирована в секторе ОПК. А министр финансов Антон Силуанов рассказал о внедрении электронного декларирования, переходе на дистанционное взаимодействие и безбумажный документооборот в фискальной сфере. По словам главы Центра стратегических разработок Алексея Кудрина, благодаря цифровизации количество чиновников можно сократить примерно на 30%. ЦСР также считает возможным сократить на 30% функции контрольных органов, а количество контрольно-надзорных структур уменьшить в 2 или более раз.

Губернатор Калининградской области Антон Алиханов, в свою очередь, выступил с предложением применить «надзорную амнистию» к тем компаниям, которые в онлайн-режиме раскрывают контрольно-надзорным ведомствам необходимые документы.

Мы предлагаем внедрить "белые списки" для тех компаний, которые открыли и цифровизировали контроль. Мы сейчас проводим несколько пилотных проектов. Если компания открыла свою отчётность в онлайн-режиме, и контролёры имеют доступ к документам компании, то туда в принципе перестают ходить», — пояснил губернатор.

Для Калининградской области реформирование контрольно-надзорной деятельности имеет большое значение, подчеркнул глава региона. В области создано отдельное министерство регионального контроля, в котором объединены проверяющие органы, а с 1 июля прошлого года заработала система, когда ни одна внеплановая проверка не проводится без подписи губернатора.

Необходимость сокращения количества проверок — важнейшая проблема, по мнению большинства участников съезда. Сокращению внеплановых проверок в текущем году будет уделено особое внимание, отметил Михаил Абызов. В 2018 году их количество планируется сократить на 5%, а плановых — на 30%. Для административных расследований, которыми часто подменяют внеплановые проверки, может быть введена процедура согласования с Генеральной прокуратурой. Сейчас, по словам министра, вокруг этого предложения ведутся дискуссии, ряд надзорных ведомств выступает против. Михаил Абызов выразил надежду, что данное решение будет поддержано правительством.

Министр призвал предпринимателей не забывать, что главная задача контрольно-надзорной деятельности — это обеспечение безопасности государства и граждан.

Мы рассчитываем на то, что наше движение по сокращению административного давления будет поддержано бизнесом с другой стороны: он будет более ответственно и дисциплинированно выполнять правила и обеспечивать безопасность наших граждан и государства», — заключил Михаил Абызов.

СОБЫТИЯ

ВИДЕО

Парламентарии учтут предложения общественников по нормативно-правовому регулированию вопросов пожарной безопасности

РБК: Как повысить безопасность? Мнение президента НСОПБ Сергея Серёгина

РБК: Как улучшить систему защиты человека? Мнение президента НСОПБ Сергея Серёгина

Предпосылки развития пожарного бизнеса. Сергей Серёгин, НСОПБ