НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

НСОПБ

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / ПРЕСС-СЛУЖБА / НОВОСТИ

17.07.2017

Росстандарт указал малым и средним предприятиям более простой путь к госзаказам

Приходя в магазин, россияне в скором времени смогут воспользоваться специальным приложением, которое позволит при помощи мобильного устройства считывать с товарной маркировки интересующую покупателя информацию. В том числе сведения о том, действительно ли продукт соответствует государственному стандарту качества, о чем заявляет производитель. Так Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) видит развитие Национальной системы сертификации (НСС), призванной упорядочить использование знака ГОСТ на потребительском рынке. Почему, оставаясь на принципах добровольного участия, НСС со временем будет все притягательней для производителей товаров и услуг, руководители Росстандарта рассказали на выставке «Иннопром-2017» в Екатеринбурге.

Собранный ведомством круглый стол был призван обсудить первые результаты работы НСС в пилотных регионах. Как уже сообщалось, их семь, включая хозяйку выставки Свердловскую область. С конца августа к первой семерке присоединятся еще три субъекта — Кемеровская область, Красноярский край и Севастополь (ранее в число «пилотов» вошел Крым), сообщил замруководителя Росстандарта Антон Шалаев. Во всех этих территориях представительства Росстандарта с 15 мая принимают заявки производителей, желающих в добровольном порядке подтвердить соответствие своей продукции ГОСТам. После в дело включаются аккредитованные государственные лаборатории, и по результатам тестов формируется специальный реестр, уже доступный на сайте Росстандарта. Если к началу будущего года этап апробации признают успешным, система заработает в масштабах всей страны.

За неполные два месяца в подведомственные Росстандарту территориальные органы обратилось более 200 производителей, озвучил цифры Антон Шалаев. Около 50 заявок получили подтверждение соответствия, по остальным тесты продолжаются или только готовятся. Более 60% тестируемых товаров — из продуктовой группы, в лидерах также парфюмерно-косметическая продукция и товары текстильной промышленности. Наибольший интерес приглашение к добровольной проверке вызвало у производителей Нижегородской, Кировской и Оренбургской областей. В Свердловской области, по данным руководителя Уральского государственного центра метрологии и стандартизации («Уралтест») Геннадия Шахалевича, заявки подали 17 производителей, из которых четверо уже получили подтверждение соответствия. Интересно, что за три дня «Иннопрома» на стенде НСС удалось собрать еще около 10 обращений.

Данных об отрицательных заключениях пока нет. Но еще больше представителей ведомства радует, что порядка 80% всех заявителей оказались субъектами малого и среднего предпринимательства.

«Эта уникальная цифра значит, что малый и средний бизнес действительно разглядел в НСС возможность заполучить очевидное конкурентное преимущество, учитывая доверие, которым пользуется у потребителя унаследованный еще от советских времен знак качества», — прокомментировал замглавы Росстандарта. По его мнению, это вселяет уверенность, что НСС может стать той «мягкой силой», которая позволит государству со временем зачистить рынок. С него, как надеются в ведомстве, в конце концов уйдут недобросовестные производители. По крайней мере те, кто пытается вводить потребителя в заблуждение, необоснованно маркируя свою продукцию «винтажным» знаком качества.

Элементом «жесткой силы», призванной ускорить этот процесс, уже сейчас могут стать сами потребители, в интересах которых в конечном счете и вводится НСС, отметил руководитель Росстандарта Алексей Абрамов. Пока ведомство только разрабатывает собственный механизм инспекционных проверок правомерности использования знака ГОСТа. С января 2018 года реестр продукции с подтвержденным качеством должен дополниться «черным списком», куда начнут попадать товары с «липовой» маркировкой. «Но потребители уже сейчас сами могут сверять содержимое магазинных полок с формирующимся реестром ГОСТовской продукции и в случае чего сигнализировать в территориальные органы Росстандарта», — заверил Абрамов.

Он напомнил, что недобросовестный производитель рискует получить целый «пакет» санкций. За обман потребителя для юрлиц установлены штрафы в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей. А 5-миллионный штраф или уголовная ответственность должностного лица предусмотрены за нарушение авторских прав. Ведь с марта значок ГОСТа — это зарегистрированный товарный знак Российской Федерации, от лица которой правообладателем выступает Росстандарт.

При этом глава ведомства высказал уверенность, что по мере развития технологического обеспечения система будет более оперативно реагировать на появление товаров-«самозванцев». А взыскательному потребителю станет легче определять, не пытается ли его обмануть производитель. На помощь придет, например, специальное мобильное приложение, которое, считав QR-код на упаковке, передаст на смартфон исчерпывающие сведения о заинтересовавшем товаре. Такого приложения еще нет, но ожидать его скорого появления вполне логично с пополнением базы товаров, прошедших сертификацию, полагает руководитель Росстандарта.

Причем Алексей Абрамов дал понять, что программный продукт, вероятно, появится и без участия самого ведомства: в разработке могут оказаться заинтересованы те производители, которые подтвердили оценку соответствия ГОСТам.

Говоря о дополнительных способах привлечь бизнес к участию в НСС, глава ведомства напомнил, что подтвержденная оценка соответствия национальным стандартам качества дает определенные преференции тем, кто претендует на госзаказ. В Росстандарте (как и в правительстве в целом) находят здравой идею сделать соответствие требованиям НСС входным билетом для малых и средних компаний также в систему закупок госкомпаний. Подтвердив качество своей продукции через НСС, им легче будет пройти корпоративную сертификацию, пояснил Абрамов. Первое соглашение на этот счет уже подписано с Газпромом. Наконец, добавил руководитель агентства, участие в Национальной системе сертификации может стать весомым аргументом для предоставления некоторых форм господдержки, в том числе при попытке отечественных производителей выйти на внешние рынки.