Опубликовано 29.06.2017
Во втором квартале 2017 года ситуация с раскрытием информации о реализации ведомственных планов противодействия коррупции улучшилась и оценивается как удовлетворительная. В то же время всё ещё прослеживается формальный подход к исполнению антикоррупционных поручений президента РФ. Об этом свидетельствуют результаты ежеквартального мониторинга, который провёл Экспертный совет при правительстве РФ.
Согласно указу главы государства об утверждении Национального плана противодействия коррупции на 2016–2017 годы, руководители федеральных органов госвласти должны были до 15 мая 2016 года внести в ведомственные планы противодействия коррупции изменения, направленные на достижение конкретных результатов в части предотвращения коррупции. Председатель правительства, в свою очередь, поручил Минтруду и министру РФ по вопросам Открытого правительства Михаилу Абызову совместно с Экспертным советом при правительстве РФ ежеквартально, начиная с 1 октября 2016 года, обеспечивать контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных этими планами.
По состоянию на второй квартал 2017 года из 53 министерств и ведомств, руководство деятельностью которых осуществляет правительство, только у Федерального дорожного агентства на официальном сайте не удалось найти антикоррупционный план на 2016–2017 годы. У трёх органов власти размещены старые планы с внесёнными изменениями. Отчёты об исполнении планов за 2016 год разместили на своих сайтах менее половины ведомств.
Позитивные изменения в части работы федеральных ведомств с антикоррупционными планами — есть. Но основная проблема остаётся — подход к их подготовке и исполнению в большинстве случаев всё ещё носит формальный характер, говорит руководитель рабочей группы по противодействию коррупции Экспертного совета при правительстве Кирилл Кабанов.
В прошлые годы зачастую качество реализации мероприятий Национального антикоррупционного плана оставляло желать лучшего, также много было замечаний и к ведомственным планам противодействия коррупции — именно их исполнение является главным инструментом выполнения нацплана. Многие из них были формальными и не учитывали отраслевую специфику. Во избежание повтора подобной практики важно повысить личное участие и персональную ответственность самих руководителей министерств и ведомств за выполнение всех пунктов этого основополагающего документа», — считает министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.
Экспертный совет при правительстве также проанализировал, как госорганы исполняют требования законодательства, ограничивающие получение подарков чиновниками. Нормативные правовые акты, регулирующие процедуру получения госслужащими подарков, приняты у 47 из 53 министерств и ведомств. Более половины госорганов разместили на сайтах специальные формы уведомления о получении подарка. При этом формы заявлений о передаче подарков размещены на сайтах лишь 9 органов власти.
В целом исполнение министерствами и ведомствами ограничений на получение подарков эксперты также оценивают как удовлетворительное. Однако в ведомственных мероприятиях и документах, по мнению членов Экспертного совета, прослеживается неполное понимание предмета регулирования, отсутствует единообразие правоприменения. Правовое регулирование процедуры получения подарков госслужащими нужно совершенствовать, полагают эксперты.
Чиновники часто обходят существующие ограничения, принимая в подарок алкоголь и продукты питания. Эту ситуацию надо ломать. Моё мнение — чтобы не создавать хаос, нужно ввести полный запрет на получение подарков госслужащими, за исключением пластиковых ручек и календарей, а несоблюдение расценивать как получение взятки», — говорит Кирилл Кабанов.
Работая над совершенствованием этических основ государственной и муниципальной службы в части соблюдения запретов и ограничений, по мнению экспертов, необходимо помнить, что не любой неэтичный поступок является коррупционным правонарушением, но любые коррупционные правонарушения всегда неэтичны по своей природе. Экспертный совет предлагает рассмотреть ряд типовых конструкций неэтичного поведения как конкретных рисков или факторов, предшествующих совершению коррупционных правонарушений. Непосредственно этическим вопросам посвящён Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренный решением президиума Совета при президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 года.
Сейчас положения данного документа носят рекомендательный характер, нарушение его положений не влечёт никакой юридической ответственности. Мы должны добиться того, чтобы кодекс этики стал основой для принятия решений, чтобы он стал обязательным для исполнения. Усиление и дополнение этого документа могло бы сдвинуть "этический" вопрос с мёртвой точки», — отметил эксперт.
Также эксперты поддерживают идею введения присяги для государственных гражданских служащих. По итогам заседания Совета по противодействию коррупции, состоявшегося 26 января 2016 года, администрации президента было поручено представить предложения по процедуре принятия такой присяги и по дисциплинарной ответственности за её нарушение.
Национальный план противодействия коррупции на 2016–2017 годы был утверждён президентом РФ Владимиром Путиным 1 апреля 2016 года. В документе нашли отражение многие предложения Экспертного совета при правительстве РФ. Министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов и Экспертный совет при правительстве РФ в рамках реализации нацплана принимают активное участие в организации мероприятий по профилактике и предотвращению коррупционных проявлений среди государственных служащих — от антикоррупционного просвещения госслужащих, повышения их персональной ответственности и унификации антикоррупционных стандартов для сотрудников компаний с госучастием до контроля реализации мер по предотвращению конфликта интересов и разработки соответствующих методрекомендаций.