НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

НСОПБ

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / ВОПРОС-ОТВЕТ

Вопрос-ответ

Система добровольной сертификации НСОПБ

Исходя из содержания абзаца 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» работы и услуги являются объектами добровольного подтверждения соответствия.

Законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательная аккредитация в национальной системе аккредитации в отношении организаций, осуществляющих деятельность по добровольному подтверждению соответствия объектов, в т.ч. работ и услуг, не требуется.

Созданная Система добровольной сертификации НСОПБ (далее – Система НСОПБ) зарегистрирована Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 01 ноября 2010 года в установленном порядке (свидетельство о регистрации № РОСС RU.M704.04ЮАБ0), о чем имеется запись в государственном реестре.

Одновременно, в соответствии пунктом 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области обеспечения пожарной безопасности, является МЧС России.

МЧС России и ФАУ «ФЦН» Минстроя  России поддержана возможность использования Системы НСОПБ для подтверждения соответствия монтажа, ремонта, технического обслуживания и работоспособности систем и элементов противопожарной защиты, вводимых в эксплуатацию и эксплуатируемых на объектах защиты.

Одновременно, расходы, понесенные в связи с проведением добровольной сертификации товаров, услуг и иных объектов могут быть включены в состав прочих расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли. Данная позиция подтверждается разъяснением УФНС России по г. Москве от 31 августа 2015 г. № 16-15/088724.

Независимая оценка риска

В соответствии с пунктом 5 Правил проведения расчетов по оценке пожарного риска, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 272, определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности утверждена Приказом МЧС России от 30.06.2009 № 382 (далее – Методика). Методикой устанавливается порядок определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности.

В соответствии с подпунктом в) пункта 1.4. Методики, к классу функциональной пожарной опасности Ф 4.3 относятся здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов.

В соответствии с пунктом 8 Методики, частота возникновения пожара в здании в течение года определяется на основании статистических данных, приведенных в приложении № 1 к Методике. При отсутствии статистической информации допускается принимать Qп,i = 4 ·10-2 для каждого здания.

Методикой не предусмотрено использование для расчета величин пожарного риска статистических данных, не предусмотренных Методикой.

Пункт 2 Административного регламента МЧС России предоставления государственной услуги по приему копий заключений о независимой оценке пожарного риска, утвержденного приказом Министерства МЧС России от 29.07.2015 № 405, не исключает организации, не имеющие свидетельства о добровольной аккредитации МЧС России, из числа заявителей на получение государственной услуги по приему копий заключений о независимой оценке пожарного риска.

Также, отсутствие аккредитации не ставит под сомнение возможность получения положительного заключения (согласования) органами МЧС России независимой оценки пожарного риска. Выдача положительного или отрицательного заключения (согласования) находится во взаимосвязи с содержанием оценки, но не с наличием у экспертной организации добровольной аккредитации.

Данная позиция подтверждается в т.ч. Арбитражными судами кассационной и нижестоящих инстанций по Делу № А17-7153/2016.

В соответствии с п. 2 Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2009 г. № 304 (далее – Правила), независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником или законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией.

Этим же пунктом определено, что порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации устанавливается МЧС России. При этом отсутствие добровольной аккредитации у экспертной организации не является условием, определяющим возможность проведения работ по НОР.

Данная позиция подтверждается в т.ч. Арбитражными судами кассационной и нижестоящих инстанций по Делу № А17-7153/2016.

Пунктом 3 Правил установлено, что экспертная организация не может проводить НОР в отношении объектов защиты:

  1. на котором этой организацией выполнялись другие работы и (или) услуги в области пожарной безопасности;
  2. который принадлежит ей на праве собственности или ином законном основании.

Иных условий, исключающих возможность выполнения данных работ экспертной организацией, Правила не устанавливают.

Кроме того, пунктом 2 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по приему копий заключений о независимой оценке пожарного риска, утвержденного Приказом МЧС России от 29 июля 2015 г. № 405 (далее – Административный регламент) установлено, что заявителями на получение государственной услуги являются экспертные организации, осуществляющие деятельность в области независимой оценки пожарного риска (далее - экспертные организации), направляющие в МЧС России копии заключения о НОР.

Пунктом 12 Административного регламента определены нормативно правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги. В данном перечне отсутствует Приказ МЧС России от 25 ноября 2009 г. № 660 «Об утверждении Порядка получения экспертной организацией добровольной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».