27.04.2011
22 апреля 2011 года в рамках проводимой Российским союзом промышленников и предпринимателей «Недели российского бизнеса 2011» состоялся Первый Всероссийский форум саморегулируемых организаций «Саморегулирование в России: опыт и перспективы развития».
Такое масштабное мероприятие, посвященное саморегулированию, проводилось в Российской Федерации впервые. Форум был призван обеспечить обсуждение вопросов саморегулирования представителями органов государственной власти, бизнес - сообщества, саморегулируемых организаций и их национальных объединений, отраслевых союзов и ассоциаций Российской Федерации.
На Форуме обсуждались основные направления изменений в законодательстве о саморегулируемых организациях, актуальные вопросы в области саморегулирования.
Пленарное заседание открыла Эльвира Набиуллина.
В своём выступлении она отметила, что Министерство экономического развития было и остаётся сторонником саморегулирования в деловом мире, потому что это повышает качество регулирования предпринимательской деятельности. В более чем десяти отраслях экономики страны в настоящее время действует почти 750 саморегулируемых организаций, 420 из которых в сфере строительства. Институт саморегулирования состоялся, наступает пора его совершенствования, считает министр экономического развития. С этой целью, по её словам, подготовлены новые законопроекты. Они установят базовые принципы саморегулирования для всех отраслей экономики, обеспечат информационную открытость СРО для заказчиков и потребителей, установят статус национальных объединений СРО.
Планы Минэкономразвития одобрил вице – президент «Опоры России» Владислав Корочкин: «Законодательство о СРО реформировать необходимо». Коррупция в органах власти разрослась сильнее, чем в органах госвласти, ранее выдававших лицензии на отдельные виды деятельности, пояснил он.
Создание СРО входило в пакет мер по снижению административных барьеров для российского бизнеса, которые вначале 2000-х разрабатывало Минэкономразвития под руководством Германа Грефа. Оно предусматривало передачу регулирования в отраслях от чиновников профессиональным бизнес - объединениям.
Но на практике схема дала сбой. В качестве примера он привёл попытку саморегулирования в области противопожарной безопасности. Два года назад «Опора России» инициировала закон о том, чтобы организации, работающие на этом рынке, создавали свои профильные СРО. Закон прошёл первое чтение в Госдуме. Но строительные лобби заблокировало его принятие, опасаясь, что лишится значительного денежного потока, ведь сейчас компании, занимающиеся установкой противопожарного оборудования, обязаны вступать в строительные СРО. «Для предпринимателей хрен оказался намного горче редьки. Раньше была «редька» - довольно затратное лицензирование, которое все предприятия отрасли прошли. Но разросся «хрен» в виде строительных СРО. Вступление туда обходится фирмам не дешевле, чем получение лицензий», - отметил Корочкин.
Виктор Семёнович Плескачевский в своём выступлении отметил, что заканчивается понятие абстрактного «бизнес-сообщества», начинается эпоха «института бизнес-сообщества». Саморегулируемые организации отличаются более высоким уровнем профессионализма своих сотрудников, так как в СРО люди объединены общими интересами, желанием прогрессировать именно в своей области. Кроме того, Плескачевский сказал о том, что в СРО люди более защищены от коррупции: потребитель выступает как системный партнер производителя, каждый защищает свои интересы. Плескачевский выделил два основных принципа, на которых должны базироваться СРО: это
стандартизация сферы и защита профессиональных интересов.
Выступивший на форуме президент РССП Александр Шохин отметил, что государство возвращает бизнесу его полномочия, и назвал первый всероссийский форум СРО апофеозом Недели российского бизнеса, начавшейся в понедельник 18 апреля.
Вторую часть пленарного заседания открыл Президент Национальной медицинской палаты, директор НИИ детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль.
В своём докладе он говорил о том, что «именно общественные профессиональные организации, досконально знающие предмет, а не национальные министерства здравоохранения, занимаются различными аспектами медицинской деятельности: проводят аттестации и сертификации, разрабатывают и контролируют стандарты, протоколы лечения и клинические рекомендации. Общественные объединения занимаются защитой прав медицинских работников, третейскими судами, страхованием профессиональной ответственности и другими вопросами, касающимися специальности. Что касается министерств здравоохранения – они лишь осуществляют общее стратегическое руководство. В связи с этим, саморегулирование профессиональной деятельности в области медицины необходимо». По мнению доктора, ввести систему полного саморегулирования мешает отсутствие соответствующего законодательства. Рошаль подчеркнул, что «сейчас в здравоохранении не разработано никаких стандартов, лечение проводится по методологическим указаниям». Сейчас обучение проводится один раз в пять лет, а необходимо вводить систему непрерывного обучения медицинских работников.
Президент Аудиторской палаты России Алла Георгиевна Грязнова в своем выступлении отметила, что, используя наработки, полученные в ходе будущих дискуссий, мы сможем избежать многих ошибок на практике. «Саморегулирование – это важный элемент стратегического развития страны», - добавила она.
Не задалось саморегулирование в сфере управления жильём, считает исполнительный директор Национального объединения СРО, управляющих недвижимостью, Денис Назаров.
Управляющие компании часто сами виноваты в том, что люди им не доверяют. «Отношение к управляющим компаниям в народе можно проиллюстрировать такой байкой. Приходит жилец в управляющую компанию и хочет поговорить с директором. А у вас «шенген» есть? – спрашивают жильца», - рассказал Назаров, намекая на то, что руководители многих управляющих компаний выводят деньги за рубеж и сами туда уезжают, так что искать встречи с ними надо там.
Вместе с тем президент НОСТРОЯ Ефим Басин в своём выступлении заявил, что «саморегулирование состоялось, и обратного пути не будет».
Государство всё равно не в состоянии регулировать строительную отрасль. «В СССР было 11 строительных министерств в союзных республиках, а сейчас в Минрегионе всего два маленьких департамента на всю страну. Разве могут они справиться с регулированием отрасли, оборот которой – 10 триллионов рублей в год и четыре миллиона работающих?» - аргументировал Басин. Саморегулируемые организации обновили 1600 стандартов и СНиПов в строительной отрасли, перечислял плюсы новой формы регулирования Басин. Если бы не СРО, эту колоссальную работу пришлось бы делать депутатам Госдумы. Они бы не смогли справиться с таким объемом специальной технической документации.
С докладом выступил президент Ассоциации «Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности» Михаил Петрович Дубинин.
Он отметил основные функции, права и обязанности саморегулируемых организаций; проблемы их функционирования в современных условиях. Подчеркнул факт того, что необходимо совершенствовать законодательство в области саморегулирования для того, чтобы саморегулируемые организации могли осуществлять свои функции в полной мере.
Во второй половине дня обсуждение продолжилось в рамках круглых столов. На форуме работало шесть круглых столов – это своего рода шесть механизмов, шесть институтов составляющих сущность саморегулирования, как заявил Виктор Плескачевский. Работа осуществлялась по таким направлениям как: компенсационные фонды; механизмы досудебного регулирования споров; типовые требования к стандартам предпринимательской и профессиональной деятельности; информационное обеспечение; образовательная и аттестационная деятельность.
Высокий состав участников подтверждает эффективность Недели российского бизнеса как площадки формирования направлений взаимодействия бизнеса и власти. Форум – это возможность общения строителя с врачом, страховщика с аудитором, т.е. общее решение насущных проблем, обмен опытом, поиск правильных путей и выработка общей терминологии.